Обзор рынка онлайн-образования
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
1. ВВЕДЕНИЕ
Дистанционное образование (онлайн-образование) – широкий спектр образовательных программ или курсов, проводящихся без непосредственного физического присутствия обучающегося в месте проведения занятий. Обычно для этого используются различное программное обеспечение (например, Skype) или специальные онлайн-сервисы. Проводить обучение могут как аккредитованные организации с выдачей дипломов и аттестатов по завершении обучения, так и неаккредитованные структуры.
Несмотря на относительную молодость онлайн-обучения, оно имеет сложную структуру, которая включает в себя различные направления в сегментах b2c и b2b.
Преимуществ у данного вида обучения много. Для игроков рынка – это возможность привлечь фактически неограниченное количество учащихся, а, следовательно, значительно повысить доходность.
Для потребителей это:
-
доступ к обучающим программам зарубежных учебных организаций из дома
-
возможность обучения в любое удобное время (записи лекций, курсов)
-
более доступная стоимость обучения по сравнению с заочной формой
Первые площадки, предоставляющие услуги онлайн-образования появились еще в 90-е годы, однако по ряду причин популярностью они не пользовались. Бурный рост данного направления начался в 2012 году, когда на рынок вышли сразу несколько крупных игроков, являющихся сегодня основой всего направления.
Благодаря развитию информационных технологий, развитию широкополосного доступа к интернету и его проникновению, рынок дистанционного обучения сегодня растет существенными темпами.
2. АНАЛИЗ РЫНКА
Периодическую оценку мирового рынка онлайн-образования проводит аналитическая компания J’son&Partners. Отчет о результатах исследования, проведенного в 2016 году посвящен теме массовых онлайн-курсов для частных лиц; корпоративное обучение в отчете не рассматривается. В объекте исследования выделены также два основных сегмента: курсы по расписанию, доступ к которым возможен только в установленное время (непосредственно онлайн-обучение) и курсы без расписания (записи лекций).
Главный продукт образовательных платформ – это контент. На сегодняшний день существует несколько способов его производства:
-
показ готового контента (агрегаторы)
-
адаптация контента (перевод, консолидация)
-
использование пользовательского контента (функции сервиса для трансляции)
-
собственное производства
В плане создания контента основной тенденцией является смещение спроса от услуг площадок-агрегаторов в сторону уникального качественного контента.
Вариантов монетизации онлайн-обучения довольно много:
-
продажа программы из набора курсов (средний чек – 200-500 долларов)
-
продажа отдельного ролика (средний чек – до 10 долларов)
-
продажа курса (средний чек – до 100 долларов)
-
продажа подписки на фиксированный период (средний чек – 20-25 долларов в месяц)
-
продажа сертификатов при бесплатном прохождении курсов (средний чек – 50-80 долларов)
-
продажа дополнительных услуг: проверка заданий и обратная связь, консультации (средний чек – 100-300 долларов)
-
продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы
-
платное предоставление аналитики и подбор необходимых исследований в загруженном контенте
-
продажа дополнительных сервисов: дискуссионные площадки, облачные хранилища для контента и прочие
-
выполнение функций обучающей, рекрутинговой или PR-площадки
По мнению экспертов, наиболее перспективными являются гибридные модели, сочетающие инструменты онлайн и офлайн-обучения.
К основным трендам развития мирового рынка онлайн-образования можно отнести:
-
рост популярности микрокурсов с длительностью одного ролика в 1-3 минуты
-
Геймификация – представление обучающей программы в виде игры, что позволяет удерживать внимание пользователя
-
использование технологий дополненной и виртуальной реальности
-
активное развитие b2b-рынка
-
рост популярности обучения прикладным навыкам; очень высока популярность этого направления в России
Вообще, цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования. Темпы ежегодного прироста составляют в среднем 23% с 2012 года и по сегодняшний день. Однако, в общем объеме образовательных услуг оно все еще занимает очень небольшую долю – менее 3%.
Общий объем инвестиций в образовательные проекты во всем мире в 2015-2016 гг. составил 5,5 млрд долларов. При этом, 50% всего рынка принадлежит США, однако, рост азиатских рынков выражается сотнями процентов.
Наиболее востребованным остается онлайн-изучение иностранных языков, в том числе за счет прямого общения с носителями языка. Популярны также онлайн-репетиторы, подготовка к офлайн-тестам, а также корпоративное обучение. В сегменте последнего популярность набирает так называемое «long-life learning», или обучение в течение жизни, то есть непрерывный процесс обучения персонала в соответствии с изменяющейся внешней средой, новыми задачами и так далее.
По оценкам экспертов, рынок онлайн-обучения в России показывает ежегодные темпы прироста на уровне 25%. При этом, объем российского рынка составляет в 2016 году только 10,5 млрд рублей, в то время как объем мирового рынка оценивается в 107 млрд долларов. Также, как утверждают эксперты, к услугам онлайн-обучения хотя бы раз прибегали 7,2 млн россиян. К основным проблемам рынка специалисты относят достаточно низкий уровень доходности.
Из-за больших расстояний между образовательными центрами в России, дистанционное онлайн-обучение становится все более популярным. Позитивным фактором развития этого направления является также и рост проникновения доступа к широкополосному интернету в России – в 2016 году оно составило 73,41% от общего количества населения. Эти факторы оказали влияние на ряд российских ВУЗов (МГУ, СПбГУ, МФТИ и других), которые, объединившись, создали электронную площадку онлайн-обучения «Открытое образование», которая должна была составить конкуренцию крупным международным проектам.
Большим сегментом рынка является рынок корпоративного обучения – работодателю (в первую очередь это касается крупных компаний, имеющих широкую филиальную сеть) в большинстве случаев проще обучить сотрудника дистанционно.
На развитие онлайн-обучения в России оказывает влияние поддержка Агентства стратегических инициатив (АСИ). Один из инструментов АСИ для работы в этом направлении – Фонд поддержки интернет-инициатив.
По словам директора направления «Молодые профессионалы» АСИ, в последнее время Фонд оказывает поддержку не только социально значимым проектам, не имеющих существенных коммерческих перспектив, но и полностью коммерческим проектам, имеющим большой потенциал капитализации. По его мнению, в ближайшем будущем онлайн-образование станет крайне востребованным.
Сегодняшний рынок онлайн-обучения – это не только лекции и учебники, доступные студентам для изучения. Ведущие мировые ВУЗы разрабатывают программы, включающие также практические занятия, оценку учащихся, а также программы, требующие взаимодействия учащихся между собой, даже если они живут на расстоянии тысяч километров друг от друга.
В мире набирает популярность бизнес-модель образовательных организаций, когда организация получает деньги не только с учащихся, но и с их потенциальных работодателей, которым она предоставляет данные об успеваемости и когнитивных возможностях каждого из учеников. По сути, в этом случае образовательная организация частично выполняет функции биржи труда. Под когнитивным стилем понимается не только традиционная оценка успеваемости ученика, но и совокупность его поведения в течение всего обучения: статистика по соблюдению сроков выполнения заданий, участие в командной работе и прочие.
Противники онлайн-обучения утверждают, что такая форма не дает возможности получить обратную связь от преподавателя (при большом количестве учащихся). Однако, следует принимать во внимание, что большинство совершаемых ошибок при выполнении заданий – стандартны. Таким образом, преподаватель может написать стандартные замечания к эти типовым ошибкам, а рассылаться студентам они будут автоматически и индивидуально.
В некоторых случаях выполненные задания не могут быть выполнены в качестве теста и, соответственно, быть проверены автоматически. Это касается творческих заданий – сочинений и эссе. В этом случае предполагается проверка работы не преподавателем, а другим студентом, что является революцией в области обучения. Суть данной методики состоит в том, что, если студент получил низкую оценку от другого студента, он имеет право дать отзыв на полученную оценку и предъявить претензии. Таким образом, по каждому студенту можно составить рейтинг не только по полученным оценкам, но и по тому, насколько грамотно и аргументированно он может отстоять свою точку зрения. Во многом такая оценка также осуществляется автоматически.
Поскольку такие методики недооценены российскими ВУЗами и не применяются ими, существует серьезная опасность выхода на отечественный рынок зарубежных образовательных учреждений, что в значительной степени обострит конкуренцию. При самом негативном сценарии это может привести к закрытию целого ряда региональных ВУЗов.
По мнению АСИ, реализация подобных программ должна осуществляться за счет частного бизнеса, а не за счет государственных программ, поскольку для государства они будут дорогостоящими и малоэффективными. Именно частным проектам онлайн-образования и оказывает поддержку Фонд АСИ. На сегодняшний день в России развиваются два таких проекта. Фонд развития интернет-инициатив АСИ привлекает для их развития венчурные инвестиции, а также осуществляет коммуникацию проектов с Министерством образования и науки РФ, с российскими ВУЗами, помогает выстраивать партнерские взаимоотношения с ними.
Ключевые цифры и факты российского рынка онлайн-образования:
-
общее количество слушателей онлайн-курсов – более 7 млн человек
-
число зарегистрированных пользователей на крупнейших площадках составляет десятки тысяч, а, в некоторых случаях, более 100 тысяч пользователей
-
средний показатель конверсии – около 2%
-
стоимость курса варьируется в пределах от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей в зависимости от содержания курса и репутации площадки
-
78% слушателей онлайн-курсов изучают английский язык
-
популярны площадки, предоставляющие возможность подготовки к ЕГЭ, а также дающие навыки программирования
-
наиболее востребованы платное обучение
Интересной характерной особенностью российского рынка онлайн-обучение является превалирование именно платной модели обучения, в то время, как западные рынки выросли из бесплатных образовательных проектов. Также российский рынок онлайн-образования активно привлекает венчурных инвесторов – за последние три года образовательные проекты в России привлекли более 15 млн долларов.
Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса