Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны

Несколько слов о рентабельности…

Несколько слов о рентабельности…
* В расчетах используются средние данные по России

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

В последнее время мне часто приходят вопросы, прямо или косвенно касающиеся темы рентабельности или рентабельности того или иного направления бизнеса. Вопросы, которые можно свернуть в один вопрос:

Насколько тот или иной бизнес РЕНТАБЕЛЕН?

Если честно, то данный вопрос, с одной стороны, очень конкретен, а с другой… очень абстрактен, так как сама цифра в 10 или 70% может ни о чем особо и не говорить. Данный вопрос требует определенных прояснений, пояснений и дополнений:

  • Какую рентабельность вы имеете в виду?

  • Каков масштаб бизнеса, что это за бизнес и т.д.?

Такой подход к данному вопросу, очень сильно смахивает на анекдот из далеких девяностых:

Встречаются бывшие одноклассники, один был в школе отличником, другой – двоечником. Отличник – худой, оборванный, двоечник в костюме от Версачи, на 600-м Мерсе.

Отличник:

- Слушай, Вася, говорят, ты бизнесменом стал? Но как ты деньги-то считаешь, у тебя в школе по математике одни двойки были!

- Да все просто: покупаю за 2 доллара, продаю по 4; вот на эти 2 процента и живу.

Но анекдот анекдотом, а «рентабельностей» существует несколько, и все они, в той или иной степени, «показывают некие, не очень сложные взаимоотношения между конкретными финансовыми показателями».

  • Рентабельность активов (ROA) = Прибыль/Стоимость активов*100%. В данном случае уместно говорить не только о собственных активах предприятия, но и привлеченных (например, кредиты или дебиторская задолженность).

  • Рентабельность основных производственных фондов (ROFA) – аналогичный предыдущему показатель, оценивающий эффективность деятельности основных производственных фондов, а не активов. Соответственно, и в формуле учитывается именно их стоимость.

  • Рентабельность капитала (ROE) – параметр, показывающий, насколько эффективно используются собственные средства предприятия (или банка). В данном случае она рассчитывается как отношение между чистой прибылью и суммой уставного капитала (а иногда и дополнительного). ROE = прибыль/капитал*100%. Разница в рентабельности активов и капитала показывает величину финансового рычага (то есть размер заемных средств), используемого при ведении бизнеса. Следует, отметить, что коэффициент ROE признается одним из основных показателей при анализе деятельности предприятия в развитых странах.

  • Рентабельность инвестиций (ROI) – показатель, оценивающий, какая прибыль была получена от изначальных инвестиций, то есть это соотношение между получившейся прибылью и суммой первоначальных вложений.

Однако, как правило, произнося волшебное слово «рентабельность» имеют в виду «рентабельность продаж» которая рассчитывается по формуле:

Рентабельность продаж =

(Чистая прибыль/Выручка от реализации (без НДС))*100%

Как правило, задающие данный вопрос, имеют в виду именно её и, как правило, не всегда знают, как её рассчитать.

Надеюсь, что эта маленькая заметка восполнит пробел, а приведенные примеры станут некими ориентирами при оценке доходности бизнесов, как существующих, так и планируемых для принятия сложных и выношенных управленческих решений.

Сразу хочу сказать, что рентабельность бизнеса нужно рассматривать с привязкой к масштабу бизнеса. Почему? Почему, вы поймете из приведенного ниже примера.

Пример 1.

Сидят на остановке... две бабульки и торгуют семечками. В конце месяца внучики посчитали их рентабельность и оказалось, что у первой бабульки она 48%, а у второй 93% при «условно одинаковой выручке от реализации».


Бабулька 1

Бабулька 2

Продано стаканов в месяц, шт.

630

650

Стоимость стакана, руб.

20

20

Выручка от реализации, руб.

12 600

13 000

Затраты, руб.

Закупка семечек

6 300

700

Отдано стаканов милицейскому патрулю (на благотворительные нужды) на… руб.

250

270

Итого, чистая прибыль, руб.

6 050

12 030

Рентабельность продаж, %

48

93


Почему такая разница? А потому, что первая бабулька покупает семечки (для перепродажи), а второй бабульке зятёк привозит практически бесплатно (за пару бутылок беленькой).

Вот так может происходить и в других бизнесах… Рентабельно ли торговать семечками? Рентабельность 93%, это круто!!! Ага, только чистая прибыль в 12 030 руб./мес. устроит далеко не всех!

Пример 2.

У крупного производственного предприятия рентабельность за последний год была на уровне 2,3% при выручке от реализации без НДС 1,3 млрд. руб. Следовательно, чистая прибыль составила 29,9 млн. руб.

Как-то так… Ну а выводы делать Вам разумеется!

Аллавердян Владимир Владимирович,
Ведущий эксперт портала openbusiness.ru.
Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик. Связаться с экспертом.
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
03.09.2018

318 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 24698 раз.

Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Моя компания - моя крепость

Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.

Экология офиса или работа, которая нас убивает

Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.

10 главных способов произвести впечатление на инвестора

Продолжаем публикацию переводов статей известных западных бизнес-консультантов. На этот раз представляем вашему вниманию перевод статьи Гая Кавасаки «Вперед за золотом».

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 19 770 просмотров

за 30 дней 1 638 868 просмотров

за 365 дней 16 577 155 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 4 304 просмотров

за 30 дней 272 269 просмотров

за 365 дней 3 247 779 просмотров

Нам доверяет
7 592 629
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru