Перспективы развития франчайзингового бизнеса в России

Энциклопедия франчайзинга

Становление и перспективы развития франчайзингового бизнеса в России

Принято считать, что первая франшиза была продана в нашей стране компанией «Баскин Роббинс». Но все же первопроходцем в этой сфере стал отечественный предприниматель Владимир Довгань, который создал в 1990 г. предпринимательские сети «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца», работающие по принципу франчайзинга.

Опыт первого российского франчайзера заслуживает внимания. Сначала проект «Дока-Пицца» оказался невероятно успешным. Эта компания даже была отмечена Международной франчайзинговой ассоциацией. Однако через несколько лет, по словам самого Довганя, «франчайзинг по пицце умер». Причины неудачи оказались весьма типичными для России. «Из шестнадцати пиццерий, которые работали в Тольятти, около офиса, буквально под рукой, только две делали качественную пиццу, соблюдая рецептуру. Остальные начали не докладывать», - пишет Довгань в своей книге «Франчайзинг – путь к расширению бизнеса». Разумеется, потребители были недовольны качеством обслуживания в пиццериях сети и начали предъявлять претензии. За недобросовестных франчайзи отвечать пришлось франчайзеру, который в скором времени прекратил свое существование.

Как же сейчас обстоит дело с франчайзингом в нашей стране? По мнению экспертов, перспективы его развития довольно благоприятны. Количество российских франчайзинговых систем увеличивается с каждым годом, постепенно повышается качество франшизных предложений и появляется успешный опыт развития таких компаний. Но, несмотря на все это, темпы развития франчайзинга в России сильно уступают развитым странам. К основным препятствиям, которые ограничивают успешное применение франчайзинговых систем в нашей стране, относят недостаток знаний о франчайзинге, закрытость отечественного предпринимательства, слабую информированность потенциальных франчайзи обо всех особенностях и «подводных камнях» такого бизнеса, бюрократические препоны, практику уходов от налогов. Главной проблемой отечественных франчайзеров является несовершенство законодательства – отсутствие правовой базы, которая бы регулировала контрактное предпринимательство, и противоречивость существующих законодательных актов. Хотя ситуация в правовой сфере, наконец, начала изменяться, но изменения происходят очень медленно и не всегда согласованно.

Осложняет ситуацию и специфика российского предпринимательства. К сожалению, далеко не все отечественные производители строго соблюдают условия заключенных договоров, заботятся о качестве своих товаров и услуг, задумываются о своей репутации. Сохраняется и такое явление, как «черный франчайзинг», к которому причисляют либо несанкционированное прямое использование новыми фирмами известных торговых марок, либо их минимальное изменение при сохранении сходства до степени смешения.

В целом, прогнозы экспертов оптимистичны. Они уверены, что с каждым годом количество франшизных систем в нашей стране будет лишь расти. Но дать точные прогнозы не представляется возможным, ведь достоверная статистика по франчайзингу в России так и не ведется. Как и во всем мире, наибольшей популярностью в России пользуются франшизы в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Несмотря на то, что первыми франшизными компаниями в России стали отечественные предприятия, до недавнего времени на этом рынке преобладали зарубежные франшизы. Сейчас ситуация изменилась: все больше и больше успешных российских компаний задумываются о тиражировании своего бизнеса.

(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Магазин оптики по франшизе МИО
Инвестиции от 800 000
Срок окупаемости от 2 мес.

Магазин оптики по франшизе МИО

МИО - это один из лидеров в оптово-розничной торговле оптикой и первая в России сеть магазинов-дискаунтеров, ориентированных на массового потребителя. Собственный трафик покупателей, низкий порог вхож...

Ювелирный магазин по франшизе АДАМАС
Инвестиции от 8 000 000
Срок окупаемости от 18 мес.

Ювелирный магазин по франшизе АДАМАС

Партнерство с одним из самых узнаваемых ювелирных брендов. Товарное наполнение с учетом статистики федеральной сети, 100% возврат неликвида, гарантия фиксированного дохода, выезд start-up команды.

Детский языковой центр по франшизе "Полиглотики"
Инвестиции от 600 000
Срок окупаемости от 6 мес.

Детский языковой центр по франшизе "Полиглотики"

Бизнес на обучении английскому языку дошкольников и детей младшего школьного возраста под брендом крупной сети. Своя методическая база, поурочные планы, регулярная поддержка на всех этапах.